ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Тема проекта |
«Развитие ключевых социальных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как условие успешной социализации» |
Организация-куратор |
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Научный руководитель (консультант) |
Исаева Светлана Анатольевна, преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта |
Актуальность проекта заключается в создании единого образовательного пространства, предполагающего консолидацию усилий школы-интерната и социокультурных институтов муниципалитета по развитию ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых для их успешной социализации в обществе. Новизна проекта состоит в разработке и апробации целостной модели воспитательной работы по формированию ключевых социальных компетенций воспитанников Сосновской школы-интерната, необходимых для их успешной социализации в обществе (в соответствии с региональной программой подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, утвержденной распоряжением министерства образования Кировской области № 972 от 21.08.2020 г.) |
Цели инновационного проекта |
Стратегическая: разработка и апробация модели воспитательной работы по формированию ключевых социальных компетенций воспитанников Сосновской школы-интерната, необходимых для их успешной социализации в обществе (в соответствии с региональной программой подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, утвержденной распоряжением министерства образования Кировской области № 972 от 21.08.2020 г.). Тактическая: организация межведомственного взаимодействия специалистов Сосновской школы-интерната с социальными партнерами в реализации основных направлений воспитательной работы по формированию социальных компетенций воспитанников Сосновской школы-интерната, необходимых для их успешной социализации в обществе. |
Задачи инновационного проекта |
1. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта. 2. Изучение теоретических аспектов формирования ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и опыта организации воспитательного процесса в сиротских учреждениях в условиях реализации постановление правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». 3. Создание единого образовательного пространства в Сосновской школе-интернате, способствующего формированию ключевых социальных компетенций воспитанников, необходимых для их успешной социализации в обществе. 4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах применения современных технологий воспитания с учетом специфики учреждения интернатного типа. 5. Разработка системы мониторинга уровня сформированности социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых для самостоятельной жизни в обществе и эффективности воспитательной работы в школе-интернате. |
Основные мероприятия по реализации проекта |
1. Создание координационного совета. Разработка плана деятельности региональной инновационной площадки на 2021-2023 гг. 2. Изучение теоретических аспектов формирования ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и опыта организации воспитательного процесса в сиротских учреждениях в условиях реализации постановления правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках педагогических советов и методических объединений педагогов. 3. Научно-методическое сопровождение деятельности специалистов школы-интерната, создание условий для их профессионального роста и развития. Обучение специалистов школы-интерната, участвующих в реализации программы деятельности региональной инновационной площадки, по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инновационные процессы в образовании» (КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 40 часов). 4. Создание на сайте школы-интерната страницы, посвященной деятельности региональной инновационной площадки по теме «Развитие ключевых социальных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как условие успешной социализации» и размещение материалов о ходе реализации инновационного проекта. 5. Разработка и реализация общешкольной программы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на основе региональной программы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, утвержденной распоряжением министерства образования Кировской области № 972 от 21.08.2020 г.) 6. Разработка и реализация вариативных модулей общешкольной Программы воспитания. 7. Расширение и укрепление связей с общественными организациями и социальными партнерами школы-интерната по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни (заключение договоров о сотрудничестве и составление планов совместной деятельности с социальными партнерами школы-интерната). 8. Разработка системы мониторинга уровня развития ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых для успешной социализации. 9. Диссеминация опыта специалистов школы-интерната в рамках работы региональной инновационной площадки на областном, межрегиональном, всероссийском уровнях. 10. Создание сборника практических материалов по формированию ключевых социальных компетенций, необходимых для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Сроки реализации проекта |
2021-2023 г. |
Ожидаемые результаты |
1. Обновление нормативно-правовой и организационно-методической базы образовательного процесса (в части воспитательной работы) в Сосновской школе-интернате. 2. Разработка комплексной модели организации воспитательной работы по формированию ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых для их успешной социализации в обществе: 2.1. Создание общешкольной программы семейного воспитания (на основе региональной программы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, утвержденной распоряжением министерства образования Кировской области № 972 от 21.08.2020 г.). 2.2. Разработка системы внеклассных мероприятий событийного характера, курсов внеурочной деятельности и планов работы классных руководителей и социальных педагогов, направленных на личностное развитие и социализацию воспитанников школы-интерната. 2.3. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами школы-интерната по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Заключение договоров о сотрудничестве в рамках деятельности региональной инновационной площадки. 3. Создание системы мониторинга уровня сформированности социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых для их успешной социализации. 4. Обновление системы мониторинга воспитательной работы в Сосновской школе-интернате |
Продукт проекта |
Сборник практических материалов по результатам реализации инновационного проекта по теме «Развитие ключевых социальных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как условие успешной социализации» |