Последние несколько лет проблеме воспитания ребёнка без семьи придаётся особое значение. Попадая в учреждение интернатного типа, ребёнок требует, прежде всего, поддержки, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Поэтому основная задача для педагогов Сосновской школы-интерната - создание условий для адаптации и интеграции ребёнка в школьный коллектив, а затем и в социум.
Для того чтобы организовать такую поддержку для детей-сирот, необходима особая организация воспитательного пространства, позволяющая обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Под воспитательной системой мы понимаем - упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию и коррекции личности ребёнка.
Рассмотрим основные компоненты воспитательной системы:
1. Цель воспитательной работы: социальная реабилитация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые предполагают, прежде всего:
1) возвращение детей в русло нормальной жизни и преодоление негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде;
2) создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального и личностного развития детей, овладения знаниями и опытом деятельности, которые позволят им адаптироваться к жизни, как в стенах школы-интерната, так и за его пределами.
Для достижения этой цели в нашей школе используются ресурсы воспитательной системы, урочной и внеурочной деятельности, психологического, социально-педагогического и медицинского сопровождения воспитанников.
2. Задачи воспитательной работы в школе-интернате:
2.1. Определение основных приоритетных направлений воспитательной работы и их реализация с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
2.2. Создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих всестороннему развитию детей:
- создание оптимальных условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
- создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
- создание условий для успешной социализации воспитанников в обществе (обучение культуре поведения на основе управления собой и своими эмоциями, развитие умения гибко реагировать на изменения в современном обществе, расширение социальных контактов воспитанников);
- создание условий для профессионального и жизненного самоопределения воспитанников;
2.3. Совершенствование содержания воспитательного процесса посредством повышения профессионального мастерства и квалификации педагогического коллектива, а также внедрения современных форм и методов работы с детским коллективом.
3. Уровни воспитательного пространства школы-интерната:
3.1. Личностный уровень. На этом уровне благодаря воспитательной работе проходят процессы самовоспитания ребенка, формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о своих личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности и т.д..
3.2. Уровень школы. Главная задача, которую ставит педагогический коллектив школы-интерната – помочь ребёнку обрести себя, адаптироваться в современном мире, научить преодолению жизненных трудностей. Решение этой задачи возможно лишь при условии системной, комплексной, целенаправленной работы не только учителей и воспитателей, но и психолога, логопеда, врача и социального педагога (то есть при наличии целостной воспитательной системы).
3.3. Межведомственный уровень. Воспитательная система не может быть замкнутой (ограничиваться рамками школы). Для того, чтобы воспитанник интернатного учреждения полностью адаптировался и интегрировался в обществе, необходимо расширять воспитательное пространство через выход в социум. Именно поэтому школа-интернат сотрудничает с различными организациями и учреждениями города, района и области.
4. Основные направления воспитательной работы:
5. Условия и методы реализации воспитательной работы
Воспитательная работа с детьми-сиротами разнообразна по формам и методам, в ее основе - индивидуальный подход с учетом способностей и возможностей ребенка. Используемые активные формы работы: занятия-практикумы, экскурсии, тренинги, диспуты, деловые игры – способствуют формированию социальной постинтернатной адаптации, активному и сознательному освоению воспитанниками социальных сфер современного общества.
В школе разработана программа «Технология психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска», которая включает 3 направления:
· развитие и коррекция коммуникативных навыков предпубертатного возраста (рабочая программа «Радуга»);
· развитие личностных качеств младшего подростка (рабочая программа «Познай себя»);
· формирование и коррекция позитивных жизненных целей и профилактика асоциального поведения (рабочая программа для старших подростков).
Для детей организовано социально-профилактическое и развивающее пространство, включающее в себя: школьные структурные подразделения дополнительного образования, организацию художественной самодеятельности, организацию досуга, занятость общественной деятельностью, включение школьников в социально-ориентированное творчество.
Большое внимание уделяется проведению традиционных праздников («День Знаний», «День Учителя», «День рождения школы-Дома», Военизированная спортивная игра «Зарница», «Турслёт», «День семьи»и другие; в конце учебного года проводится «Звёздный час»- праздник , на котором подводятся итоги года всей нашей большой семьи - и взрослых и детей) . Дети ежегодно с желанием принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.
В школе создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, художественных, экологических, спортивных навыков учащихся. В в школе функционирует несколько объединений по интересам (в работе школьных кружков принимают участие -100 % учащихся).
Воспитанники, используя возможности компьютерного кабинета, периодически (1 раз в квартал) выпускают газету «Большая перемена» (гл. ред.- Гурченко Н.И.), создают презентации для классных часов и праздников.
Учащиеся школы активно принимают участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях города, района, области (являясь победителями и призёрами различных конкурсов и соревнований).
Важным фактором развития личности ребёнка является включение его в систему ученического самоуправления. Главным органом ученического самоуправления является большой семейный круг – коллектив школы, который собирается один раз в неделю. Здесь проводятся итоги работы классных коллективов за неделю, органов школьного самоуправления.
Постоянно действующим органом детского самоуправления является совет школы, который состоит из представителей учащихся 9-11 классов, где рассматриваются все стороны школьной жизни, обсуждаются вопросы учёбы, взаимоотношений, творческих дел, санитарного состояния школы и дома.
Ему подотчётны все органы ученического самоуправления. Самоуправление в школе – интернате осуществляют советы дела: «Учись на совесть», «Совет уюта и чистоты», «Совет труда», «Совет физкультуры», «Совет «Милосердие», «Совет культуры», «Совет печати и информации», а также «Штаб Порядка» и «Вожатский отряд».
В каждом классном коллективе созданы советы классов, которые возглавляют классное самоуправление. И в классах соответственно направлениям и видам деятельности избираются органы самоуправления. Практически каждый воспитанник входит в какой-либо его отдел, имеет свои поручения. Жизнь каждого класса планируется, обсуждается и оценивается на еженедельном малом семейном круге.
Данная модель самоуправления, даёт нашим детям возможность освоить различные социальные роли, воспитывает в них самостоятельность, инициативность, ответственность, развивает организаторские способности.
Большое значение придается формированию первичных профессиональных навыков детей. Организуется работа в учебных мастерских, где мальчики с 5 класса учатся деревообработке, резьбе по дереву. Девочки учатся швейному делу, осваивают кулинарию. С нашими выпускниками проводятся социальные пробы и практики по различным специальностям, организуются курсы по выбору, проводятся экскурсии.
Все это дает наглядное реальное представление о будущей самостоятельной жизни, позволяет уже сейчас подтвердить или опровергнуть правильность выбора будущей профессии, даёт возможность вовремя внести коррективы. Здесь происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. С целью формирования у детей умения планировать свой бюджет, правильно делать покупки, знакомства с экономической инфраструктурой рынка и приобретение начальных навыков ориентации в ней проводится общешкольная экономическая игра. Создана своя система поощрений. Заработанные «деньги» (трудолики) дети могут потратить в школьном магазине.
Всё это способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Таким образом, существующая в школе и отлаженная годами система работы, позволяет решать основные задачи воспитания, обучения и социализации наших воспитанников.