Цель службы: оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
Задачи службы:
1. Диагностика уровня актуального развития ребенка и выявление речевых нарушений.
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
3. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
4. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательных программ.
5. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей.
6. Консультирование учителей и воспитателей по вопросам оказания логопедической помощи воспитанникам.
Логопедическое сопровождение учащихся осуществляет учитель логопед 1 квалификационной категории Калимуллина Римма Назимовна, лауреат районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2012».
Основные направления работы службы:
1. Аналитико-диагностическая деятельность:
- комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся;
- обработка результатов обследования;
- определение прогноза речевого развития и коррекции;
- комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных;
- подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
2. Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и воспитателей:
- по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии);
- по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленным первичным речевым дефектом; - по охране нервно-психического здоровья детей;
- по адаптации детей к школе;
- по созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах.
Осуществляется в форме выступлений на методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися.
3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи.
Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий.
4. Консультативная работа – консультирование администрации, педагогов, воспитателей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров.
5. Методическая работа направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и воспитателей в решении задач по преодолению недоразвития речи у учащихся;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи.
6. Экспертная деятельность в рамках школьного психолого-медико-педаггического консилиума предполагает комплексную углубленную оценку уровня речевого развития ребенка и определение направлений логопедической работы с ним.
7. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе предполагает реализацию УМК «Предшкола Нового поколения»,направленного на развитие:
- познавательных способностей;
- образного мышления и воображения;
- словесно-логического мышления;
- физической и умственной работоспособности;
- монологической и диалогической речи, умения общаться со взрослыми и сверстниками;
- целостных представлений о мире.
Учитель-логопед работает в тесном контакте с психологом, учителями и воспитателями, что позволяет ему добиваться высоких результатов в своей деятельности.
|