Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.11.2024, 09:26

КОГОБУ
для детей-сирот
СШИ г. Сосновки
Вятскополянского района
Кировской области

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Меню сайта
Поиск по сайту
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Статистика

Профориентация

 
             Каждого родителя волнует судьба его детей, их будущая жизнь и профессия. Они прилагают немало усилий, чтобы помочь своему ребенку решить проблему профессионального выбора. А кто поможет детям, у которых нет родителей? 

Вся ответственность за подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни ложится на плечи педагогических коллективов интернатных учреждений. 

Сегодня перед детскими домами и школами-интернатами стоит сложная  задача – не просто подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а воспитать социально мобильную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Главная проблема заключается в том, что общее образование не имеет эффективной комплексной системы профориентационной работы со школьниками. Большинство реализуемых в настоящее время программ профессионального самоопределения ориентированы только на учащихся старшего звена. В младшем и среднем звене эти вопросы практически не затрагиваются.

В случае с «семейными» детьми, этот «недостаток» образовательной системы еще как-то компенсируется влиянием на развитие их профессиональных представлений родителей, сверстников, СМИ и ближайшего окружения.

С детьми-сиротами дело обстоит совсем иначе. Вся ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни и профессиональному выбору ложится на плечи педагогических коллективов интернатных учреждений. Именно поэтому профориентационную работу в детских домах и школах-интернатах, наа наш взгляд,  необходимо начинать не в 8-9 классах, когда ребенок уже стоит перед выбором учебного заведения, а значительно раньше, когда у него только появляется интерес и желание трудится.  

Для решения проблем, связанных с социализацией и профориентацией воспитанников в Сосновской школе-интернате в 2008 г. была разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эта программа представляет собой попытку систематизировать знания и опыт профориентационной работы с  детьми-сиротами, который был накоплен за время существования нашей школы-интерната.

Цель программы: формирование у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив профессионального саморазвития посредством специальной организации образовательного процесса и деятельности детей.

Задачи программы:

1. Обеспечить информационную готовность воспитанников к выбору профессии. Эта задача предполагает развитие когнитивного компонента самоопределения, который отвечает за представление об огромном мире профессий, качествах и способностях, необходимых для ее получения, профессиональных учебных заведениях, условиях трудоустройства и т.п.

2. Обеспечить ценностно-ориентационную готовность к выбору своей будущей профессии. Эта задача позволяет сформировать эмоционально-ценностный компонент профессионального самоопределения, отвечающий за оценку своих возможностей  единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, связанных с миром профессий, психологическую готовность к труду.

3. Обеспечить «операциональную готовность» воспитанников к выбору профессии. Эта задача отвечает за формирование поведенческого компонента профессионального самоопределения, который связанс развитием трудовых и первичных профессиональных навыков, спроцессами принятия решения, ответственностью за свой выбор.

Методологическую основу программы составили научные положения:

- об особенностях психического развития сирот (А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых);

- о понятии и структуре профессионального самоопределения личности  (Е. А. Климова, Е. И. Головахи);

- о стадиях и этапах профессионального развития (Д. Сьюпера, Н.С. Пряжникова).  Приложение 1

Структура программы:  программа профориентационной работы состоит из 5 блоков. Эти  блоки соответствуют дошкольному, младшему школьному, младшему подростковому, старшему подростковому и раннему юношескому возрастам. Каждый блок - это отдельный  этап развития профессиональных представлений, на котором реализуется своя профориентационная программа, подчиненная общим целям и социально-психологической специфике возраста.Приложение 2.

В целом наша программа предполагает:

1) охват профориентационной работой всех возрастных категорий детей, воспитывающихся в школе-интернате;

2) реализацию на каждом возрастном этапе трех взаимосвязанных направлений профориентационной работы: воспитательного, педагогического и психологического. Приложение 3.

Воспитательное направлениепредполагает формирование и развитие:

1)интересов и склонностей детей;

2) трудовых и первичных профессиональных навыков;

3) системы ценностей, определяющей отношение к труду;

4) культуры личности, связанной с трудовой деятельностью (культура труда, правовая, экономическая культура и т.п.).

Воспитатели реализуют программу «Я в труде», в рамках которой у детей формируются навыки самообслуживания и трудовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Проводятся экскурсии, ролевые игры, викторины, творческие мастерские, беседы, классные часы, на которых дети знакомятся с разными профессиями. К этой работе привлекаются мед. работники и библиотекарь. Педагоги с дошкольного возраста воспитывают в детях ответственность, уважительное отношение к труду других людей, формируют навыки конструктивного общения, умение организовать собственную деятельность и деятельность других людей. 

       

 

       

Педагогическое направление предполагает:

1) развитие способностей детей и формирование базовых компетенций образованного человека;

2) создание широкого информационного поля для формирования представлений о многообразии мира профессий и практических трудовых навыков.

Педагоги  формируют универсальные учебные действия необходимые для получения профессионального образования, стимулируют учащихся к более глубокому и серьезному изучению той или иной науки. Интересы и склонности детей младшего и среднего звена развиваются в школьных кружках художественно-эстетического и прикладного цикла. Для старшеклассников учителя организуют социальные пробы и практики, организуют курсы по выбору. В рамках трудового обучения  организуется работа учебных мастерских для мальчиков, где они обучаются деревообработке. Девочки учатся швейному делу и осваивают кулинарию.

Психологическое направление предполагает сопровождение процесса профессионального самоопределения школьников: осуществление диагностической, просветительской, консультативной и развивающей деятельности.  

  

  

  

Психолог и  социальный педагог реализуют программы «Ступени успеха», «Информационные курсы», «Профессиональное и жизненное самоопределение. Они направлены на формирование социально-психологической готовности учащихся к выбору учебного заведения и профессиональной деятельности. Во внеурочное время организуются групповые и индивидуальные профконсультации, сюжетно-ролевые и деловые игры, тренинги, круглые столы, конференции. 

  

  

  

 Необходимо отметить, что в основу программы заложен принцип комплексного подхода, предполагающий постоянное взаимодействие участников образовательного процесса. Это взаимодействие осуществляется на двух уровнях:

1)    школьном;

2)    межведомственном.

На уровне школы в профориентационной работе принимают участие учителя, воспитатели, медицинские работники, библиотекарь, социальный педагог и психолог. Каждый из них выполняет свои функции (Приложение 4.) Педагоги школы-интерната регулярно проводят совместные консультации, совещания, заседания методических объединений, где обсуждаются вопросы эффективности профориентационной работы. 

На межведомственном уровне школа-интернат тесно сотрудничает с различными организациями (Приложение 5.). При этом круг привлекаемых для профориентации специалистов планомерно расширяется от дошкольного к юношескому возрасту.

Например, в дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с миром профессий через экскурсии и встречи с разными людьми. В начальной школе наши воспитанники начинают посещать музыкальную и художественную школу, кружки дома детского творчества. С  детьми среднего звена проводят беседы представители органов внутренних дел, ГИБДД, социальной защиты населения. К профориентационной работе подключаются общественные организации и представители военно-патриотического клуба «Эдельвейс», где наши воспитанники занимаются начальной военной подготовкой. В старшем звене привлекаются специалисты центра занятости населения и представители начального и среднего профессионального образования.  

 

  

Привлечение к профориентации широкого круга специалистов, обеспечение преемственности между отдельными этапами развития профессиональных представлений школьников,системность и комплексный характер проводимой работыпозволяют школе-интернату эффективно решать основные профориентационные задачи и добиваться положительных результатов.

Статистика последних 5 лет показывает, что после окончания школы-интерната 100% наших воспитанников поступают в учебные заведения,  обучаются в училищах, колледжах, техникумах и институтах.

Наши выпускники в ВУЗах Кирова, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и др. городов, кроме того, в ВУЗы поступают и те, кто уже закончили до этого училища и техникумы.

 







Форма входа











Ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование
  • Единое окно доступа к обр. ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • МКОУ ООШ г.Сосновка
  • МКОУ гимназия г.Сосновка
  • ДК "Судостроитель"
  • Вятскополянская обр. сеть
  • Министерство обр. и науки
  • Информационно-образовательный портал Кировской области
  • Вятскополянская ЦРБ
  • Наш опрос!
    Кто ты?
    Всего ответов: 183
    Последние сообщения с форума!
  • В темеВопрос Директору!
  • от ниндзя
  • В темеМне не нравится!
  • от Сашка

    Copyright С.В. © 2024