Вся ответственность за подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни ложится на плечи педагогических коллективов интернатных учреждений.
Сегодня перед детскими домами и школами-интернатами стоит сложная задача – не просто подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а воспитать социально мобильную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Главная проблема заключается в том, что общее образование не имеет эффективной комплексной системы профориентационной работы со школьниками. Большинство реализуемых в настоящее время программ профессионального самоопределения ориентированы только на учащихся старшего звена. В младшем и среднем звене эти вопросы практически не затрагиваются.
В случае с «семейными» детьми, этот «недостаток» образовательной системы еще как-то компенсируется влиянием на развитие их профессиональных представлений родителей, сверстников, СМИ и ближайшего окружения.
С детьми-сиротами дело обстоит совсем иначе. Вся ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни и профессиональному выбору ложится на плечи педагогических коллективов интернатных учреждений. Именно поэтому профориентационную работу в детских домах и школах-интернатах, наа наш взгляд, необходимо начинать не в 8-9 классах, когда ребенок уже стоит перед выбором учебного заведения, а значительно раньше, когда у него только появляется интерес и желание трудится.
Для решения проблем, связанных с социализацией и профориентацией воспитанников в Сосновской школе-интернате в
Эта программа представляет собой попытку систематизировать знания и опыт профориентационной работы с детьми-сиротами, который был накоплен за время существования нашей школы-интерната.
Цель программы: формирование у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив профессионального саморазвития посредством специальной организации образовательного процесса и деятельности детей.
Задачи программы:
1. Обеспечить информационную готовность воспитанников к выбору профессии. Эта задача предполагает развитие когнитивного компонента самоопределения, который отвечает за представление об огромном мире профессий, качествах и способностях, необходимых для ее получения, профессиональных учебных заведениях, условиях трудоустройства и т.п.
2. Обеспечить ценностно-ориентационную готовность к выбору своей будущей профессии. Эта задача позволяет сформировать эмоционально-ценностный компонент профессионального самоопределения, отвечающий за оценку своих возможностей единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, связанных с миром профессий, психологическую готовность к труду.
3. Обеспечить «операциональную готовность» воспитанников к выбору профессии. Эта задача отвечает за формирование поведенческого компонента профессионального самоопределения, который связанс развитием трудовых и первичных профессиональных навыков, спроцессами принятия решения, ответственностью за свой выбор.
Методологическую основу программы составили научные положения:
- об особенностях психического развития сирот (А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых);
- о понятии и структуре профессионального самоопределения личности (Е. А. Климова, Е. И. Головахи);
- о стадиях и этапах профессионального развития (Д. Сьюпера, Н.С. Пряжникова). Приложение 1
Структура программы: программа профориентационной работы состоит из 5 блоков. Эти блоки соответствуют дошкольному, младшему школьному, младшему подростковому, старшему подростковому и раннему юношескому возрастам. Каждый блок - это отдельный этап развития профессиональных представлений, на котором реализуется своя профориентационная программа, подчиненная общим целям и социально-психологической специфике возраста.Приложение 2.
В целом наша программа предполагает:
1) охват профориентационной работой всех возрастных категорий детей, воспитывающихся в школе-интернате;
2) реализацию на каждом возрастном этапе трех взаимосвязанных направлений профориентационной работы: воспитательного, педагогического и психологического. Приложение 3.
Воспитательное направлениепредполагает формирование и развитие:
1)интересов и склонностей детей;
2) трудовых и первичных профессиональных навыков;
3) системы ценностей, определяющей отношение к труду;
4) культуры личности, связанной с трудовой деятельностью (культура труда, правовая, экономическая культура и т.п.).
Воспитатели реализуют программу «Я в труде», в рамках которой у детей формируются навыки самообслуживания и трудовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Проводятся экскурсии, ролевые игры, викторины, творческие мастерские, беседы, классные часы, на которых дети знакомятся с разными профессиями. К этой работе привлекаются мед. работники и библиотекарь. Педагоги с дошкольного возраста воспитывают в детях ответственность, уважительное отношение к труду других людей, формируют навыки конструктивного общения, умение организовать собственную деятельность и деятельность других людей.
Педагогическое направление предполагает:
1) развитие способностей детей и формирование базовых компетенций образованного человека;
2) создание широкого информационного поля для формирования представлений о многообразии мира профессий и практических трудовых навыков.
Педагоги формируют универсальные учебные действия необходимые для получения профессионального образования, стимулируют учащихся к более глубокому и серьезному изучению той или иной науки. Интересы и склонности детей младшего и среднего звена развиваются в школьных кружках художественно-эстетического и прикладного цикла. Для старшеклассников учителя организуют социальные пробы и практики, организуют курсы по выбору. В рамках трудового обучения организуется работа учебных мастерских для мальчиков, где они обучаются деревообработке. Девочки учатся швейному делу и осваивают кулинарию.
Психологическое направление предполагает сопровождение процесса профессионального самоопределения школьников: осуществление диагностической, просветительской, консультативной и развивающей деятельности.
Психолог и социальный педагог реализуют программы «Ступени успеха», «Информационные курсы», «Профессиональное и жизненное самоопределение. Они направлены на формирование социально-психологической готовности учащихся к выбору учебного заведения и профессиональной деятельности. Во внеурочное время организуются групповые и индивидуальные профконсультации, сюжетно-ролевые и деловые игры, тренинги, круглые столы, конференции.
Необходимо отметить, что в основу программы заложен принцип комплексного подхода, предполагающий постоянное взаимодействие участников образовательного процесса. Это взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
1) школьном;
2) межведомственном.
На уровне школы в профориентационной работе принимают участие учителя, воспитатели, медицинские работники, библиотекарь, социальный педагог и психолог. Каждый из них выполняет свои функции (Приложение 4.) Педагоги школы-интерната регулярно проводят совместные консультации, совещания, заседания методических объединений, где обсуждаются вопросы эффективности профориентационной работы.
На межведомственном уровне школа-интернат тесно сотрудничает с различными организациями (Приложение 5.). При этом круг привлекаемых для профориентации специалистов планомерно расширяется от дошкольного к юношескому возрасту.
Например, в дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с миром профессий через экскурсии и встречи с разными людьми. В начальной школе наши воспитанники начинают посещать музыкальную и художественную школу, кружки дома детского творчества. С детьми среднего звена проводят беседы представители органов внутренних дел, ГИБДД, социальной защиты населения. К профориентационной работе подключаются общественные организации и представители военно-патриотического клуба «Эдельвейс», где наши воспитанники занимаются начальной военной подготовкой. В старшем звене привлекаются специалисты центра занятости населения и представители начального и среднего профессионального образования.
Привлечение к профориентации широкого круга специалистов, обеспечение преемственности между отдельными этапами развития профессиональных представлений школьников,системность и комплексный характер проводимой работыпозволяют школе-интернату эффективно решать основные профориентационные задачи и добиваться положительных результатов.
Статистика последних 5 лет показывает, что после окончания школы-интерната 100% наших воспитанников поступают в учебные заведения, обучаются в училищах, колледжах, техникумах и институтах.
Наши выпускники в ВУЗах Кирова, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и др. городов, кроме того, в ВУЗы поступают и те, кто уже закончили до этого училища и техникумы.