Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 10.12.2023, 22:33

КОГОБУ
для детей-сирот
СШИ г. Сосновки
Вятскополянского района
Кировской области

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Поиск по сайту
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи дошкольников через «Учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения»
В нашей школе учителем-логопедом работаю 9 лет. В последние годы наблюдается рост прибывших детей с речевыми нарушениями. Проблема в том, что они имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. То есть нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д.

За годы работы в школе сложилась определённая система, накоплен немалый багаж методических пособий и программ. Но работать становится сложней. Конечно, как и все, нахожусь в постоянном поиске: изучаю новую методическую литературу, знакомлюсь с новыми методическими комплектами по начальной школе, регулярно прохожу курсовую подготовку.

В 2010 г. прошла курсы по работе с учебно-методическим комплектом «Предшкола нового поколения» и решила попробовать поработать по всему комплекту, т.к. речевая работа проходит через все пособия УМК. Опыт работы пока невелик, работаем с октября 2010 г. Но результаты оправдывают ожидания.

Во-первых, была проблема развития связной речи детей. Есть неплохие разработки занятий, программа по развитию связной речи, но желаемых результатов не получала. Уже через пару месяцев после начала занятий по новому УМК дети стали говорить. Занятия комплекта построены так, что большую часть занятия должен говорить ребёнок, взрослый помогает, направляет. Даже помощь при затруднениях в работе на занятии оказывается другим ребёнком. Дети рассуждают, высказывают свою точку зрения, строят ответы на основе полученных знаний. И если на первых занятиях помогала строить развёрнутый ответ, направляла на взаимовыручку в разрешении спорной ситуации, то к концу года дети сами открывают пособие, называют тему занятия, определяют ход будущих событий, помогают товарищам при возникновении затруднений. Мне очень нравится, что дети стали более раскрепощёнными: высказывают свою точку зрения, слышат вопрос и задание с первого раза. Сама не повторяю. Если кто-то не понял или невнимательно выслушал, дальше уже слушает объяснения товарища.

Большая работа идёт по развитию слоговой структуры слова. В пособиях много сложных слов (экскурсовод, гербарий, четырёхколёсный велосипед, фрагменты, натюрморт и т.п.), которые дети не пассивно выслушивают, а многократно проговаривают при построении ответов, при рассказе.
У детей увеличился объём памяти. При построении полного ответа на вопрос строят длинные сложноподчинённые предложения (15-20 слов и более). При этом должны удерживать в памяти кусочек рабочего текста, весь вопрос и формулировать свой полный ответ. Занятия построены так, что постоянно идёт возврат к пройденным темам. И, например, при знакомстве с большим текстом дети воспроизводят события через десять занятий, а при знакомстве с новым рассказом одного автора вспоминают, какие произведения этого автора слышали и кратко воспроизводят их содержание.

При работе с пособием идёт и работа над развитием пространства. Дети научились работать с книгой: самостоятельно открывают книги, работают слева направо и сверху вниз. При ответах указывают местонахождение картинки или героя (верхний правый угол, внизу в середине и т. д.). Много практических игр-физкультминуток по ориентации в пространстве (особенно в пособии «Кронтик учится считать).

Логопедам комплект будет интересен в речевом плане. Но, конечно, содержание его намного шире: это и пополнение общих знаний и представлений об окружающем мире, это и развитие основ математических знаний, развитие психических процессов, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие. То есть тот объём знаний, который необходим будущему первокласснику.

По новому комплекту заниматься очень интересно. Все книги красочные, каждый текст иллюстрирован, что не требует подбора дополнительных наглядных пособий. Они связаны единым сюжетом, где происходят приключения необычных героев - Кронтика и его друзей: Елисы, Ушёлбыты, Миши и т.д. Не педагог, а бабушка Кронтика читает интересные рассказы своему внуку и его друзьям и задаёт им вопросы, а дети вместе с героями пытаются ответить на эти вопросы. Поэтому дети раскрепощены и вовлечены в процесс изучения окружающего мира с героями сверстниками. Вместе с Машей и Мишей проводят различные опыты и путешествуют, отправляются с Елисой и Кронтиком в музей, изучают растения ботанического сада, играют в классики, в прятки. Дети обучаются играя, им интересно.

Конечно, хорошие результаты в развитии ребёнка достигаются в тесном сотрудничестве воспитателя, логопеда и психолога. Но данный комплект хорошее подспорье в логопедической работе и помогает решить проблемы речевого плана. При этом компенсация нарушенных сторон речи будет зависеть от того, насколько правильно будет организована речевая деятельность на занятиях, как в этом процессе будет участвовать ребёнок.

Калимуллина Римма Назимовна учитель-логопед первой квалификационной категории КОГОКУ школы-интерната для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Сосновки Вятскополянского района
Категория: Мои статьи | Добавил: Психолог (21.12.2012)
Просмотров: 3080 | Рейтинг: 0.0/0






Форма входа











Ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование
  • Единое окно доступа к обр. ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • МКОУ ООШ г.Сосновка
  • МКОУ гимназия г.Сосновка
  • ДК "Судостроитель"
  • Вятскополянская обр. сеть
  • Министерство обр. и науки
  • Информационно-образовательный портал Кировской области
  • Вятскополянская ЦРБ
  • Наш опрос!
    Кто ты?
    Всего ответов: 182
    Последние сообщения с форума!
  • В темеВопрос Директору!
  • от ниндзя
  • В темеМне не нравится!
  • от Сашка

    Copyright С.В. © 2023