Дорогие друзья, напоминаем вам, что до школьного юбилея остается всего 9 дней!
Недавно мы рассказывали вам о том, что сейчас ребята в нашем доме живут в разновозрастных семьях, а не по классам, как это было раньше. Так вот про одну из таких семей вам сегодня расскажет еще одна наша выпускница, уже очень много лет работающая воспитателем в нашем доме, Сюткина Марина Николаевна.
Семья играет огромную роль в жизни любого человека. Трудно сказать, почему аисты одних младенцев относят к дверям «хороших родителей», а других нет. С теми, кто попал в хорошие семьи всё понятно: ласковые руки мамы, заботливые глаза папы, хороший садик, лучшая школа, репетиторы, институт, своя семья и т.д.
А что происходит с теми, кому не так повезло?..
К сожалению, в силу разных жизненных обстоятельств такие дети попадают в детские дома и школы-интернаты. Не секрет, что у большинства из них изломанные судьбы и искаженные представления о нормальной жизни, о нормах морали и нравственности и тем более о семейных ценностях.
В связи с этим одной из главных задач нашей школы-интерната - является социально-психологическая реабилитация таких детей, создание условий для их всестороннего развития, а также подготовка детей ко взрослой самостоятельной жизни.
Сегодня эта задача средствами воспитательной работы в группах, организованных по семейному типу, условия проживания в которых максимально приближены к домашним.
Я расскажу вам о семье, с которой работаю я.
Наша семейная группа создавалась по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста. Братья и сестры у нас живут вместе, что позволяет сохранить между ними близкие и теплые взаимоотношения. Также в нашей семье есть дети, у которых нет братьев и сестер.
Всего в семье 7 девочек и 6 мальчиков. Возраст детей от 13 до 18 лет. Все они разные: кроткие и послушные, хулиганистые и задиристые, спокойные и исполнительные, дерзкие и эгоистичные, ожесточенные и озлобленные. И к каждому нужно найти индивидуальный подход, на каждого нужно обратить внимание, каждого нужно пожалеть, поругать или похвалить… И сделать это надо так, чтобы другим было не обидно.
Условия проживания и воспитания детей в нашей семье приближены к домашним, создана обстановка и быт, которые присущи многодетной семье. У нас есть:
- спальные комнаты на 2-4 человека:
- комната для занятий;
- гостиная с телевизором, мягкая мебель.
- буфетная, где дети кушают;
- санитарная комната для девочек и мальчиков, где имеются все необходимые принадлежности личной гигиены.
Для стирки белья есть стиральная машина, для уборки - пылесос.У детей имеются личные вещи, предметы (альбомы с фотографиями, любимая игрушка на тумбочке или на кровати).
Наша группа не похожа на другие, в ее оформлении дети совместно с воспитателем проявили свою фантазию и творчество. Вместе мы живем уже 3 год. Особо хочется отметить сложившуюся у нас атмосферу доверия, тепла и взаимопомощи. Связано это с тем, что в нашей семье мы с ребятами стараемся все делать вместе и уделяем особое внимание:
- созданию и соблюдению семейных традиций,
- совместной выработке правил проживания в семье,
- развитию интересов и способностей каждого ребенка, коллективному творчеству;
- ведению нашего общего «домашнего хозяйства».
Как в любой большой семье, у каждого из нас есть свои обязанности, которые мы вместе обсуждаем и распределяем между собой. Сюда относятся уборка своих спальных комнат, дежурство в столовой, в школе и на территории.
В нашей «семье» дети учатся выполнять «мужскую» и «женскую» работу. Вырабатывается понятие: мужчина – мужественный, выполняет «мужскую» работу. Девочка, женщина, – скромная, добрая, умеющая шить, варить, создавать уют в доме.
Старшие девочки занимаются шитьём, вязанием, вышиванием. Старшеклассники-мальчики в столярной мастерской изготавливают разделочные доски, принимают участие в ремонте своих квартир, умеют белить, красить, клеить обои. В работе на огороде, в цветнике – мальчишки копают грядки, девчонки сеют семена, высаживают рассаду.
Я как воспитатель, которую можно сравнить с многодетной мамой, – поддерживаю инициативу детей при обсуждении или выполнении различных дел, распределении обязанностей между ними. Я учу тех, кто что-то не умеет делать, помогаю и подбадриваю тех, у кого что-то не получается, хвалю тех, кто хорошо справляется с поручениями.
Один из главных принципов в моей работе – «Меньше опеки, больше самостоятельности». Именно поэтому к старшим детям в нашей семье предъявляются более высокие требования. Они наделяются полномочиями помощников воспитателя, то есть ответственностью за выполнение собственного дела и выполнение поручений младшими детьми.
Из опыта своей работы могу сказать, что старшеклассники очень ценят обращение с ними как со взрослыми (на равных). Это стимулирует развитие их самостоятельности и ответственности за порученное дело, а также способствует развитию доверительных отношений между детьми и воспитателем.
Благодаря делегированию полномочий у старших детей воспитывается потребность ухаживать за младшими членами «семьи»: помочь в подготовке домашнего задания, погулять вместе на улице, проследить за их внешним видом, помочь привести в порядок одежду и обувь, пришить пуговицу, промаркировать одежду, помочь воспитателю в банный день.
У ребят появляется стремление научить младшего брата или сестру тому, что он умеет сам: помогает и показывает, как застелить постель, вымыть пол и т. д. Старшие ребята, чтобы не потерять авторитет в глазах младших, сами становятся более ответственными, следят за своим внешним видом, за своей речью, поведением. А младшие дети благодаря этому чувствуют внимание и заботу, ощущают свою нужность и значимость, которых им так не хватает. Из чувства благодарности они часто стараются помочь старшим ребятам даже в тех делах, с которыми самостоятельно бы никогда не справились.
Такая организация семейного быта формирует у детей чувство взаимной ответственности, благодарности и уважения, позволяет им проявлять внимание, заботу и взаимопомощь – все как в обычной семье.
Хочется сказать, что не всегда в нашей большой семье все бывает гладко: бывают и разногласия, и серьезные конфликты. В таких ситуациях я стараюсь выполняю роль третейского судьи и не вставать ни на чью сторону, чтобы никто из детей не чувствовал себя обделенным и обиженным. Моя задача выслушать обе стороны, разобраться в конфликте и показать детям, что не нужно искать виноватого, важнее – признать свою ответственность за случившееся и договориться, как выйти из сложившейся ситуации.
Особая организация жизни детей в семейной группе, конечно, способствует формированию качеств и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Но особую роль в развитии детей играют специально организованные занятия, которые проводятся воспитателем.
Основные направлениями воспитательной работы с детьми являются: семейное воспитание, учебно-познавательная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, профилактическая работа. Занятия с ребятами проводятся в разных формах. Это могут быть:
- беседы;
- разбор ситуации на определенную тему;
- устный журнал;
- разговор за семейным столом;
- демонстрация фильмов;
- семейные походы, экскурсии;
- встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;
- семейные вечера на выбранную тему;
- развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен) и др.
На занятиях воспитанники получают представления о семье, ее функциях, нравственных основах, осознают ее значение в жизни каждого человека. Учатся готовить, рассчитывать семейный бюджет, вести домашнее хозяйство. Получают знания о различных видах труда, принимают участие в профессиональных пробах...
Наша семейная группа существует всего 3 год, и говорить о серьезных результатах пока рано.
Но, исходя из опыта работы других детских домов и сравнивая результаты воспитания детей в группах семейного типа и обычных. Можно сказать, что у детей из семейных групп:
- наблюдается более высокий уровень мотивации к учебной деятельности — дети ориентированы на успех в учебе, практически всегда готовы к урокам, имеют более высокую успеваемость, и среди них нет неуспевающих по предметам в школе;
- лучше сформированы бытовые навыки ведения домашнего хозяйства — умеют готовить, занимаются самообслуживанием, поддерживают чистоту и порядок в комнатах, проявляют заботу о младших и др.;
- развиты на более высоком уровне коммуникативные навыки, дети занимают активную жизненную позицию — практически все они занимаются в системе дополнительного образования, активные участники всех семейных, школьных и внешкольных мероприятий, ориентированы на профессию и труд в дальнейшем, имеют планы на будущее и все мечтают создать свою семью в будущем.
В заключении хочется еще раз отметить, что проживание и воспитание детей в разновозрастных группах, сформированных по принципу кровного родства, дает огромные положительные эффекты. Дети получают положительный опыт семейных взаимоотношений, который в дальнейшем поможет их социализации и созданию собственных семей.
Но в то же время работа с «семейными» группами - это серьезная проверка любого воспитателя на профпригодность и профессионализм. Только представьте, сколько требуется такта, опыта, сердечности и ума, чтобы устранить разлад в душе брошенного ребенка и воспитать из него настоящего человека!..
Ведь работа с детьми в школе-интернате – это не игра "в семью". Это каждодневный кропотливый и самоотверженный труд воспитателя по формированию у них самостоятельности, уважения, ответственности, взаимовыручки и заботы друг о друге, формированию представлений о жизни в нормальной семье, навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
Мы не можем заменить нашим воспитанникам родителей, но несмотря на это, для нас они - НАШИ ДЕТИ. И тот, кто ежедневно переступает порог, нашего дома понимает, что идет не просто на работу, а идет в семью, где нет, и не может быть чужих детей... |