Большой праздник, посвященный юбилею нашей школы, с каждым днем становиться все ближе. Сегодня мы хотим познакомить вас с воспитательной системой нашего большого дома, о которой расскажет заместитель директора по воспитательной работе Бусыгина Галина Анатольевна.
«Воспитание – великое дело»
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее, судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Воспитательная система нашей школы превращается в пространство самореализации и самовыражения учащихся, развитие их творческих способностей и индивидуальностей. Развитие и формирование личности ребенка предполагают включение его в многообразные виды деятельности. В сегодняшней жизни особенно важно помочь нашим детям найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой они могут ощутить свою значимость.
Семейное воспитание детей в условиях школы-интерната - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.
Главная цель коллектива нашей школы - создание благоприятных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, а также его социальная реабилитация и подготовка к жизни в семье.
Несмотря на то, что в настоящее время в российском обществе более активно начинают развиваться семейные формы устройства детей, но шанс интегрироваться в семью не у всех детей одинаков, тем более, что в приёмную семьи берут детей преимущественно младшего возраста, и поэтому в первую очередь перед нами стоит задача: способствовать формированию у воспитанников школы – интерната семейных ценностей, подготовка к самостоятельной взрослой жизни. Наша работа заключается в том, чтобы воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу.
Сейчас в нашей школе очень много делается для того, чтобы мальчишки и девчонки чувствовали себя как можно более комфортно в нашем большом детском доме. Создаются условия содержания и воспитания, максимально приближенные к домашним.
У нас сформированы разновозрастные воспитательные группы - семьи ( их у нас 9). В каждой такой семье 8-10 детей, которые связанны родственными отношениями. Необходимо отметить, что разновозрастной принцип комплектации групп позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим - научиться заботиться о них, сформировать у них такие чувства, как привязанность и ответственность.
Помещения спального корпуса перестроены по квартирному типу. В каждой семье кроме спальных комнат, санузла, есть буфетная, игровая, а также индивидуальное пространство для занятий и отдыха детей, всё благоустроено мебелью, необходимой для хранения личных вещей детей (индивидуальные тумбочки и шкафчики, общие стенки для книг и игрушек, кладовая для хранения ценных вещей детей (ноутбуков, телефонов, фотоаппаратов и т.п.).
Идея семейного воспитания проходит сквозной нитью через общие направления воспитательной работы: воспитание познавательной активности учащихся, нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, трудовое воспитание и профессиональная ориентация, художественно-эстетическое воспитание, формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание, развитие детского самоуправления.
Так, с целью формирования семейных традиций, уважения и приобщения детей к многолетней истории и традициям школы-интерната, каждый год проводятся традиционные праздники «День пожилых людей», «День рождения школы», «День матери», «Звёздный час»…. На них чествуют «ветеранов» педагогического труда, отдавших большую часть своей жизни служению детям, и других работников школы-интерната, рассказывают об успехах выпускников школы-интерната и достижениях самой школы и ее педагогов и детей.
Каждый понедельник в семьях проводится «малый семейный круг», где подводятся итоги недели, обсуждаются замечания и предложения, выбираются ответственные за те или иные поручения, строятся планы на ближайшее будущее. По понедельникам проводится и «большой семейный круг», когда все ребята собираются в актовом зале и представители детского школьного самоуправления подводят итоги недели, а педагоги рассказывают о достижениях детей и ближайших общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Каждый месяц проводится «День именинника». В семьях отмечаются дни рождения детей и готовятся поздравления и подарки для них. Каждый год проводится праздник «День семьи» с пикником на природе и спортивными состязаниями между семьями. В каждой семье создается свой «Календарь семейных праздников», где ребята отмечают самые значимые для их группы события. Подобные мероприятия очень сплачивают детей в семье и помогают им сообща добиваться высоких результатов, как в учебе и творчестве, так и в спорте.
Большое внимание уделяется развитию теплых родственных чувств между братьями и сестрами в семьях. Педагоги организуют процесс обучения и воспитания детей таким образом, чтобы старшие дети помогали своим братьям и сестрам, как в учебе, так и в овладении навыками самообслуживания и общественно-полезного труда.
Особое внимание уделяется открытости школы-интерната, т.е. возможности обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен школы-интерната вместе с семейными детьми.
О том, насколько открытым является учреждение, насколько оно интегрировано в окружающий мир, говорит расширение воспитательного пространства через выход в социум. надо сказать, что около половины наших детей охвачены внеурочной деятельностью в учреждениях доп. образования вне стен школы. Это детская школа искусств (музыкальное и художественное отделение), дом детского творчества, военно-спортивно-патриотический клуб «Эдельвейс» в г. Вятские Поляны.
Мы очень давно и плодотворно сотрудничаем с детско-юношеской спортивной школой г. Сосновки. Сейчас наши ребята с 1 по 11 класс с удовольствием ходят в лыжную секцию под руководством опытного тренера Никитина Юрия Викторовича, что помогает в достижении высоких спортивных результатов. За последние несколько ле наши воспитанники покорили Салават (Башкортостан), Саранск (Мордовия), Рязань, Ульяновск, Псков –это только всероссийские соревнования.
Для воспитания духовно-нравственных ценностей, для расширения кругозора детей регулярно организуются экскурсии в музей и выставочные залы города, района и области. Наших ребят часто приглашают в центр культуры и досуга «Судостроитель» г. Сосновки, музыкальную школа пос. Красная Поляна, Детскую школу театрального искусства им .Калягина г. Вятские Поляны.
В 2013 г. наша школа вступила в областной проект «Право на творчество», который был создан при поддержке Правительства Кировской области и Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области Владимира Шабардина.
Проект был направлен на выявление и поддержку талантливых детей. Школе был подарен комплект музыкальных инструментов, и была создана вокально-инструментальная группа, которая за короткий период смогла овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, наработать широкий репертуар песен. Качество их исполнения было высоко оценено на концертах не только в нашей школе, но и в районе, и в области. По результатам работы в этом проекте наша группа была приглашена для выступления в г. Псков, где 1 октября 2015 г. проходил 12-ый Съезд уполномоченных по правам ребенка РФ под председательством Уполномоченного при Президенте РФ Павла Астахова. В настоящее время, кроме музыкального направления, в данном проекте реализуются и другие направления: «Фотография», «Я - повар», в которых дети с удовольствием принимают участие.
На протяжении 5 лет принимаем активное участие в мероприятиях, которые проводятся в рамках проекта Приволжского Федерального округа «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО» Это и интеллектуально-развивающая игра «Ума палата», это и спортивные состязания по нескольким видам спорта «Игры Малой Доброй воли», и творческий конкурс «Звезды детства», где дети раскрывают свои таланты в разных номинациях (вокал, танец, художественное слово).
Ежегодно мы становимся:
-призёрами регионального этапа интеллектуальной игры этого проекта «Ума палата»
-Победителями регионального конкурса декоративно-прикладного творчества на окружном этапе г.Йошкар-Ола 2014 , г.Казань 2015 г
-дипломантами в номинации «ВОКАЛ»,
- 4 года подряд наш танцевальный коллектив «Импульс» занимает победное 1 место областного фестиваля «Звезды Детства» и дважды становится лауреатом окружного фестиваля в г.Чебоксары и г.Йошкар-Ола.
Коллектив нашей школы тесно сотрудничает с Кировским областным отделением Российского ДЕТСКОГО ФОНДА. Его сотрудники во главе с Ивановой Валентиной Павловной организуют интересный и содержательный досуг детям (ежегодные поездки в Москву и Киров на День защиты детей, в Киров на Рождество и многое другое). Дети также охотно принимают участие в различных конкурсах, проводимых Детским Фондом.
Мы успешно сотрудничаем с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения А. Линком и «Автоклубом» г.Вятские Поляны. Ребята нашей школы принимают участие в различных мероприятиях, так в акции «За безопасность дорожного движения глазами детей» приняли участие не только старшеклассники, но и ребята младших классов. Вместе с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ребята вышли на улицы нашего города. Они заранее подготовили плакаты, рисунки и призывы. В своих работах дети обращались к водителям транспортных средств с пожеланиями быть внимательнее на дорогах, соблюдать указания дорожных знаков.
Также тепло проходит сотрудничество с МЧС (организуются экскурсии в пожарную часть города, встречи, беседы, а также практические занятия).
В нашей школе ежегодно проводится декада по правовому просвещению детей с привлечением широкого круга специалистов органов и учреждений системы профилактики и общественности: встречи с нотариусами г. Вятские Поляны и г. Сосновка (Зяблицева В. И., Угрюмова А.В.) и их помощниками; с сотрудниками пенсионного фонда (Мосоловой Р.А., Ханжиной Н.Л.); с представителями Отдела опеки и попечительства Вятскополянского района (Фёдоровой Т.Н.); с инспектором ПДН ОП «Сосновское» Костиной Н.С. и представителями КДН и ЗП Вятскополянского района (Юрловой Ж.В. и др.); с сотрудниками Службы Судебных приставов по Вятскополянскому району; с представителями сбербанка России.
Это лишь некоторые аспекты воспитательной работы в нашей школе. Если говорить в общем, то мы стараемся создать все условия для всестороннего развития детей, раскрытия их потенциальных возможностей и талантов.
Любой родитель всегда радуется успехам своих детей, а мы радуемся успехам своих воспитанников вдвойне, так как даётся им это не так легко, как может показаться на первый взгляд.
Организация работы в нашей школе призвана помочь детям сформировать положительный опыт семейной жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, развить те личностные характеристики, которые сегодня востребованы в обществе. Мы хотим помочь сформировать ребятам собственный взгляд на жизнь, научить их всегда добиваться поставленных целей и отстаивать свою позицию. Мы очень надеемся, что наши мальчишки и девчонки смогут добиться больших высот в своей жизни, будут добросовестно учиться и трудиться, смогут создать свои семьи и вырастить достойных детей.
Заместитель директора по воспитательной работе Бусыгина Галина Анатольевна
|