Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий,
направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития
детей, раскрытия их потенциальных возможностей и адаптации ребенка
в обществе. Психологическое
сопровождение воспитанников школы-интерната осуществляет педагог-психолог
высшей квалификационной категории Бадыкова Алсу Гилемхановна, победитель
областного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Кировской
области – 2011», лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России –
2011». В своей работе она опирается на модель организации психологической
службы в школе, разработанную Битяновой М. Р..
Целью психологического сопровождения является сохранение и
поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей.
Под психологическим здоровьем мы понимаем такую динамику
умственного, личностного и социального развития, которая позволяет ребенку
успешно решать основные задачи
конкретного возрастного этапа и не создает предпосылок для возникновения
психосоматических заболеваний.
Задачи психологического сопровождения:
1. Обеспечение
индивидуального подхода к
каждому ребенку на основе
систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и
динамики его развития в процессе школьного обучения.
2. Создание
социально-психологических условий для полноценного развития ребенка: сохранение
и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному,
интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов
обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и
обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.
3. Оказание
помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому
коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического
самочувствия.
4.
Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах
воспитания и обучения детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного
типа.
5.
Осуществление социально-диспетчерской деятельности для оказания воспитанникам
помощи, выходящей за рамки профессиональной компетенции работников
школы-интерната.
Для реализации
этих задач в школе-интернате оборудован кабинет психолога, оснащенный
компьютером, современной методической литературой, наглядными пособиями и
играми для детей разных возрастных групп.


Основные направления психологического
сопровождения
1. Диагностическая деятельность предполагает
изучение особенностей интеллектуального, личностного и социального развития
детей для определения направлений психологической и воспитательной работы с
ними, а также оценку эффективности этой работы (Приложение 1). Психологическая диагностика проводится
с детьми, проживающими наиболее сложные периоды школьной жизни: поступление в
школу (1 класс), переход в среднее звено (4-5 классы), наиболее острый
подростковый период (8-9 классы), подготовка к уходу из школы (10-11 классы).
 
2. Коррекционно-развивающая деятельность предполагает содействие
личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном
этапе развития личности с помощью специальных психологических приемов и
средств. Цель
развивающей деятельности - создание социально-психологических условий для
раскрытия потенциальных возможностей и достижения воспитанниками оптимального
для них уровня развития. Эта работа предполагает развитие самосознания детей,
формирование системы ценностей, развитие их интересов и т.п..
Цель
коррекционной работы - решение конкретных проблем обучения, поведения или
психического самочувствия воспитанников. Эта работа предполагает развитие
познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных
личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия и т.п.
Для
коррекционно-развивающей работы используются авторские и рекомендованные программы,
адаптированные к условиям школы-интерната (Приложение 2).

3. Консультативная
деятельность предполагает
психологическое просвещение участников
образовательного процесса.
Клиентами консультирования могут
выступать как дети, так и педагоги.
Консультирование детей – это особый вид
работы, направленный на оказание психологической помощи и поддержки
воспитанникам, находящимся в состоянии
актуального стресса, а также обучение их способам решения сложных ситуаций.
Консультирования педагогических
работников тоже имеет свою специфику, оно направлено на информирование и
разрешение вопросов, связанных с разработкой и реализацией психологически
адекватных программ обучения и воспитательного воздействия, а также с
трудностями в обучении, поведении или межличностном взаимодействии с конкретными
учащимися или ученическими группами.
4. Деятельность
в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума предполагает
оказание психологической помощи детям с трудностями в обучении и поведении в
тесном сотрудничестве с разными
специалистами (логопедом, социальным педагогом, учителем, воспитателем).
Эта деятельность направлена на разработку индивидуальных маршрутов
сопровождения воспитанников и создание оптимальных условий для раскрытия их
потенциальных возможностей.
5. Социально-диспетчерская
деятельность
предполагает создание условий для получения детьми и педагогами
социально-психологической помощи выходящей за рамки профессиональной
компетенции школьного психолога. Эта деятельность предполагает организацию
межведомственного взаимодействия с разными специалистами для решения задач
социализации и профориентации воспитанников школы-интерната. 

6. Методическая
работа
предполагает анализ психолого-педагогический литературы и диагностических
данных с целью: - анализа и планирования работы
педагога-психолога в течение года; -создания коррекционно-развивающих
программ, адаптированных к условиям учреждения и изготовления дидактического
материала для проведения коррекционно-развивающих занятий; - разработки практических рекомендаций
для учителей и воспитателей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения
и развития детей; - создания буклетов и стендов,
отражающих содержание и специфику работы психолога и обобщение опыта
психологического сопровождения детей в условиях учреждения интернатного типа.

 
В
заключении отметим, что психологическое сопровождение является лишь одним из
звеньев комплексной работы по социализации, адаптации и сохранению здоровья
наших воспитанников. Огромную роль в этой работе играют логопедическая,
социально-педагогическая, медицинская службы и вся воспитательная система
Сосновской школы-интерната. В связи с этим, достижение положительных
результатов в работе психолога возможно лишь при консолидации усилий коллектива
учреждения и использовании всех ресурсов педагогического и воспитательного
воздействия на ребенка.
|