Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 06.12.2019, 04:01

КОГОБУ
для детей-сирот
СШИ г. Сосновки
Вятскополянского района
Кировской области

Меню сайта
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Статистика

Профориентация

 
        Каждого родителя волнует судьба его детей, их будущая жизнь и профессия. Они прилагают немало усилий, чтобы помочь своему ребенку решить проблему профессионального выбора. А кто поможет детям, у которых нет родителей? 

Вся ответственность за подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни ложится на плечи педагогических коллективов интернатных учреждений. 

Сегодня перед детскими домами и школами-интернатами стоит сложная  задача – не просто подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а воспитать социально мобильную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Главная проблема заключается в том, что общее образование не имеет эффективной комплексной системы профориентационной работы со школьниками. Большинство реализуемых в настоящее время программ профессионального самоопределения ориентированы только на учащихся старшего звена. В младшем и среднем звене эти вопросы практически не затрагиваются.

В случае с «семейными» детьми, этот «недостаток» образовательной системы еще как-то компенсируется влиянием на развитие их профессиональных представлений родителей, сверстников, СМИ и ближайшего окружения.

С детьми-сиротами дело обстоит совсем иначе. Вся ответственность за их подготовку к самостоятельной жизни и профессиональному выбору ложится на плечи педагогических коллективов интернатных учреждений. Именно поэтому профориентационную работу в детских домах и школах-интернатах, наа наш взгляд,  необходимо начинать не в 8-9 классах, когда ребенок уже стоит перед выбором учебного заведения, а значительно раньше, когда у него только появляется интерес и желание трудится.  

Для решения проблем, связанных с социализацией и профориентацией воспитанников в Сосновской школе-интернате в 2008 г. была разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эта программа представляет собой попытку систематизировать знания и опыт профориентационной работы с  детьми-сиротами, который был накоплен за время существования нашей школы-интерната.

Цель программы: формирование у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив профессионального саморазвития посредством специальной организации образовательного процесса и деятельности детей.

Задачи программы:

1. Обеспечить информационную готовность воспитанников к выбору профессии. Эта задача предполагает развитие когнитивного компонента самоопределения, который отвечает за представление об огромном мире профессий, качествах и способностях, необходимых для ее получения, профессиональных учебных заведениях, условиях трудоустройства и т.п.

2. Обеспечить ценностно-ориентационную готовность к выбору своей будущей профессии. Эта задача позволяет сформировать эмоционально-ценностный компонент профессионального самоопределения, отвечающий за оценку своих возможностей  единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, связанных с миром профессий, психологическую готовность к труду.

3. Обеспечить «операциональную готовность» воспитанников к выбору профессии. Эта задача отвечает за формирование поведенческого компонента профессионального самоопределения, который связанс развитием трудовых и первичных профессиональных навыков, спроцессами принятия решения, ответственностью за свой выбор.

Методологическую основу программы составили научные положения:

- об особенностях психического развития сирот (А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых);

- о понятии и структуре профессионального самоопределения личности  (Е. А. Климова, Е. И. Головахи);

- о стадиях и этапах профессионального развития (Д. Сьюпера, Н.С. Пряжникова).  Приложение 1

Структура программы:  программа профориентационной работы состоит из 5 блоков. Эти  блоки соответствуют дошкольному, младшему школьному, младшему подростковому, старшему подростковому и раннему юношескому возрастам. Каждый блок - это отдельный  этап развития профессиональных представлений, на котором реализуется своя профориентационная программа, подчиненная общим целям и социально-психологической специфике возраста.Приложение 2.

В целом наша программа предполагает:

1) охват профориентационной работой всех возрастных категорий детей, воспитывающихся в школе-интернате;

2) реализацию на каждом возрастном этапе трех взаимосвязанных направлений профориентационной работы: воспитательного, педагогического и психологического. Приложение 3.

Воспитательное направлениепредполагает формирование и развитие:

1)интересов и склонностей детей;

2) трудовых и первичных профессиональных навыков;

3) системы ценностей, определяющей отношение к труду;

4) культуры личности, связанной с трудовой деятельностью (культура труда, правовая, экономическая культура и т.п.).

Воспитатели реализуют программу «Я в труде», в рамках которой у детей формируются навыки самообслуживания и трудовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Проводятся экскурсии, ролевые игры, викторины, творческие мастерские, беседы, классные часы, на которых дети знакомятся с разными профессиями. К этой работе привлекаются мед. работники и библиотекарь. Педагоги с дошкольного возраста воспитывают в детях ответственность, уважительное отношение к труду других людей, формируют навыки конструктивного общения, умение организовать собственную деятельность и деятельность других людей. 

       

 

       

Педагогическое направление предполагает:

1) развитие способностей детей и формирование базовых компетенций образованного человека;

2) создание широкого информационного поля для формирования представлений о многообразии мира профессий и практических трудовых навыков.

Педагоги  формируют универсальные учебные действия необходимые для получения профессионального образования, стимулируют учащихся к более глубокому и серьезному изучению той или иной науки. Интересы и склонности детей младшего и среднего звена развиваются в школьных кружках художественно-эстетического и прикладного цикла. Для старшеклассников учителя организуют социальные пробы и практики, организуют курсы по выбору. В рамках трудового обучения  организуется работа учебных мастерских для мальчиков, где они обучаются деревообработке. Девочки учатся швейному делу и осваивают кулинарию.

Психологическое направление предполагает сопровождение процесса профессионального самоопределения школьников: осуществление диагностической, просветительской, консультативной и развивающей деятельности.  

  

  

  

Психолог и  социальный педагог реализуют программы «Ступени успеха», «Информационные курсы», «Профессиональное и жизненное самоопределение. Они направлены на формирование социально-психологической готовности учащихся к выбору учебного заведения и профессиональной деятельности. Во внеурочное время организуются групповые и индивидуальные профконсультации, сюжетно-ролевые и деловые игры, тренинги, круглые столы, конференции. 

  

  

  

 Необходимо отметить, что в основу программы заложен принцип комплексного подхода, предполагающий постоянное взаимодействие участников образовательного процесса. Это взаимодействие осуществляется на двух уровнях:

1)    школьном;

2)    межведомственном.

На уровне школы в профориентационной работе принимают участие учителя, воспитатели, медицинские работники, библиотекарь, социальный педагог и психолог. Каждый из них выполняет свои функции (Приложение 4.) Педагоги школы-интерната регулярно проводят совместные консультации, совещания, заседания методических объединений, где обсуждаются вопросы эффективности профориентационной работы. 

На межведомственном уровне школа-интернат тесно сотрудничает с различными организациями (Приложение 5.). При этом круг привлекаемых для профориентации специалистов планомерно расширяется от дошкольного к юношескому возрасту.

Например, в дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с миром профессий через экскурсии и встречи с разными людьми. В начальной школе наши воспитанники начинают посещать музыкальную и художественную школу, кружки дома детского творчества. С  детьми среднего звена проводят беседы представители органов внутренних дел, ГИБДД, социальной защиты населения. К профориентационной работе подключаются общественные организации и представители военно-патриотического клуба «Эдельвейс», где наши воспитанники занимаются начальной военной подготовкой. В старшем звене привлекаются специалисты центра занятости населения и представители начального и среднего профессионального образования.  

 

  

Привлечение к профориентации широкого круга специалистов, обеспечение преемственности между отдельными этапами развития профессиональных представлений школьников,системность и комплексный характер проводимой работыпозволяют школе-интернату эффективно решать основные профориентационные задачи и добиваться положительных результатов.

Статистика последних 5 лет показывает, что после окончания школы-интерната 100% наших воспитанников поступают в учебные заведения,  обучаются в училищах, колледжах, техникумах и институтах.

Наши выпускники в ВУЗах Кирова, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и др. городов, кроме того, в ВУЗы поступают и те, кто уже закончили до этого училища и техникумы.

 


Форма входа






Ссылки
  • Министрерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование
  • Единое окно доступа к обр. ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • МКОУ ООШ г.Сосновка
  • МКОУ гимназия г.Сосновка
  • ДК "Судостроитель"
  • Вятскополянская обр. сеть
  • Министерство обр. и науки
  • Информационно-образовательный портал Кировской области
  • Вятскополянская ЦРБ
  • Наш опрос!
    Ты вспоминаешь школьные годы?
    Всего ответов: 80
    Последние сообщения с форума!
  • В темеВопрос Директору!
  • от ниндзя
  • В темеМне не нравится!
  • от Сашка
    Ты наш выпускник? Займи это место!

    [1967]

    Косарева (Серебрякова) Нина Александровна


    Copyright С.В. © 2019